Первоклассник-левша — переучивать или нет?

Ребенок пошел в школу, все пишут в прописях, отрабатывают навыки правильного письма. Учительница говорит: «Берем ручку в правую руку, кладем тетрадь под углом и придерживаем ее рукой…». Что делать маленькому левше, впервые осознавшему свою особенность, и оставшемуся с ней наедине?

Первоклассник-левша

Правильное положение левши при письме

До 1985 года первоклассников-левшей попросту «переучивали» на правую руку. Сейчас дело обстоит иначе. Нельзя переучивать ребенка-левшу! «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению — любое вмешательство в работу мозга, тем более в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. Бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но и самому ребенку.

Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы.
Вот выдержка из письма женщины, которую переучивали в детстве:
“Я — левша, очень остро переживающая свою переученность, которую я скорее воспринимаю как “переделанность”. Я жила с ощущением собственной неполноценности, неловкости за то, что многое делаю не так, “как все люди”, и только через много лет получила облегчение от мысли, от озарения: я — нормальная, со своими преимуществами и недостатками, но нормальная”.
Когда придет время учебы, поговорите с учительницей, предупредите ее об особенностях ребенка и попросите при проведении занятий их учитывать. Только не упустите  момент, а предупредите ее ДО начала первого урока, чтобы ребенок не остался один на один со своей проблемой.
И, конечно, нужно объяснять ребенку в доступной ему форме, что леворукость — это не деффект, и не болезнь. Это его нормальное состояние, что у человека две руки, и каждая одинаково хороша, и он может пользоваться той рукой, которой ему удобнее.
Пропись для левшейСейчас мир повернулся к левшам лицом, появляются вещи, адаптированные для использования левой рукой. Первым реальным товаром для учеников стали прописи, формирующие почерк левшей, изданные в Москве в 1995 году. Кроме прописей для малышей в России выпускают клюшки и часы для леворуких. Существуют компьютерные мышки для левшей.
В 1984 году Международная конфедерация левшей в знак протеста против «праворуко» устроенного мира провозгласила 13 августа Международным Днем Левши. В этот день общественные организации левшей организуют праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой. Например, открыть бутылку вина, используя обычный штопор.

Ребенок «правополушарный» — левша — намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчивый в осуществлении желаний.

Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладевание которыми в раннем возрасте оказывается совершен непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.

Но в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы.

13 комментариев

  1. L I S:

    дочке на следующий год в школу, я несколько переживаю, т.к. она левша. Вот наши трудности: пишет практически 90% букв и цифр не в ту сторону, читает частенько слова с конца, из-за этого скорость чтения невысокая, невнимательная, неусидчивая, речь не очень четкая…консультировались неоднократно с логопедом, психологом…но на все ответ — так она же левша, а в остальном все в норме. Вот я и переживаю, что то, что норма для нее как для левши будет ли нормой в школе для учителей?

  2. Мама фигуристов:

    Сын -левша. В школе тяжело с письмом — получается не очень аккуратно, много исправлений, при неотрывном письме быывает, что не попадает на те же линии, т.к. их не видит. Дома пишет значительно аккуратнее, но ОЧЕНЬ долго. В школе, когда надо быстро и грязно бывает, а самое главное, много пропусков окончаний слов, и бывает, не успевает дописывать тексты. В результате за классные работы по письму , в основном 3 и 2. А за ДЗ 4 и 5.
    С математикой лучше, 5 и 4 от невнимательного прочтения задания. Но у меня сын еще и читает не важно (по-сравнению со старшей). Чтение не по слогам , но и не плавное. Бывает, длиннющее слово прочтем одним махом и без единой ошибки. Союзы с которых предложение начинается может вообще выкинуть «не увидеть». Это, не логопедия — это левшество. Консультировались и у логопеда и у психолога.
    Как ни странно, многое может делать правой рукой-ногой. Мячи забивает правой ногой. Ножницы предпочитает праворукие, но в левой руки. Говорит, что «левыми» не удобно. Ручки Стабило для левшей. и еще одна какая-то со стержнем-крючком, но ней писать ему не очень удобно. Линейки у нас для левшей — там обратный отсчет делений — удобно чертить справа-налево.
    По труду, ИЗО, физ-ре нет никаких проблем\ У нас рукастый парень — любит мастерить, из бумаги, дерева.
    Прописи у детей обычные. Учительница разрешила не соблюдать наклон, но если повернуть (наклонить) тетрадь в противоположную для правшей сторону , то наклон вполне приличный. Сложнее, как уже писала выше с неотрывным письмом. В рекомендациях для левшей письмо НЕ должно быть неотрывным.

  3. Наталья:

    Ой, ну какое вранье тут написано про способности левшей!!! Люди добрые, не верьте во всю эту чушь!!! У меня ребенок — 100% левша. Первоклашка. Да, он действительно эмоциональный и упрямый, но не более чем другие дети. Говорить он начал действительно поздно, до 3-х лет молчал, но потом как прорвало, до сих пор болтун еще тот. Причем сразу заговорил четко, не картавил, с дикцией, нехарактерной для дошкольников. Однако, это не его заслуга и даже не «левшизма», а просто мама его(то есть я) тоже заговорила поздно и с 3-х лет, и все логопеды только восхищались. Однако я — правша, и все делаю правой рукой, тоже весьма эмоциональна. Так что гены — есть гены! Насчет художественной одаренности — вот это как раз все наоборот — рисовать никогда не умел, не умеет и самый ненавистный предмет в школе — это рисование и труды, где еще есть не менее ненавистный пластилин. заставить сеть моего левшу за эти уроки — просто кошмар и моя бесконечная головная боль!!!Зато вот читать у нас левша научился раньше, чем говорить, причем научился сам, с 4-х лет. На прогулках сначала читал все вывески подряд, потом — объявления. Техника чтения у нас отменная, и как говорит учитель — на уровне 4-классника. Читать он обожает, и всегда предпочтет чтение сказок компьютерным играм.Так что и с чтением в раннем возрасте у вас опять ошибочка вышла, уважаемый автор этой статьи. И правды в вашей статье — кот наплакал. Не дурите голову другим людям!

    • Юлия:

      Начнём с того что автор показал только один вид развития малышей-левшей, их всего 4, посмотрите в инете, может найдёте информацию, чистых типов всё равно не существует, а так же действительно влияет окружение, гены и другое.
      У меня у самой ребёнок левша, он уже в пятом классе. я не переучивала, хотя была борьба с бабушками. Я педагог и уже сталкивалась с ребятами, творческие способности могут проявляться не только в рисовании(мой сын научился рисовать достаточно поздно, и рисует неважно, да я и сама рисовать не умею), но любит сцену и всё что с ней связано, но и тут иногда под настроение, иногда зависит от руководителя с которым готовится номер. Вообщем всех под одну гребёнку нельзя. Все дети разные!!! Левша это или правша!

    • Александра:

      А у меня например дочка очень хорошо растет. И поет,выступает на школьных концертах. Учится в третьем классе. Еще и круглая отличница! А у остальных — не знаю.

  4. Сергей:

    не в коем случае нельзя переучивать,т.к вы ломаете его сущность и индивидуальность а это может плохо сказаться на психическом состоянии.Есть интернет магазин по продажи товаров для левшей http://www.Leftorno.ru.купил там набор для обучения письму сына.что и вам советую если у вас ребенок левша.

  5. unox:

    Самое большое счастье в жизни — это уверенность в том, что тебя любят. — В. Гюго

  6. Первоклашка:

    Санкт-Петербург

  7. Sinmag:

    Автор, а вы из какого города ?

  8. Первоклашка:

    Блог обновляется регулярно 🙂

  9. Hip Hop:

    Очень интересно!!! Только не очень могу понять как часто обновляется ваш блог?

  10. Материал:

    Вот решил вам немного помочь и послал этот пост в социальные закладки. Очень надеюсь ваш рейтинг возрастет.

  11. юрист:

    Ни в коем случае нельзя ребенка переучивать. Его мозг так устроен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *