В школу — в 6 или в 7 лет?

ПервоклассникВ первый класс сейчас принимают как семилетних детей, так и тех, кому на 1 сентября еще не исполнилось полных семи лет. Разница в возрасте (всего-то несколько месяцев!) часто кажется настолько несущественной, что родители записывают ребенка в школу, не подозревая о трудностях, ожидающих шестилетнего ученика (ученицу) в первые учебные месяцы.
Между тем, психика шестилетнего ребенка настолько сильно отличается от психики семилетнего, что в психологии существует даже специальное понятие «кризис семилетнего возраста». Пользуясь многолетними наблюдениями, попробую нарисовать обобщенные психологические портреты шестилетнего и семилетнего первоклассника. Для удобства в тексте используются слова мужского рода («ребенок», «первоклассник»), хотя сказанное практически в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам.

Шестилетка: человек-импульс

Энергия бьет ключом, чувства бушуют, страсти кипят, смех и слезы бурно сменяют друг друга. Шестилетка страстно хочет быть в центре внимания: болтает без остановки, спорит с учительницей, любит «острить», хвастаться и преувеличивать. Разговаривает очень громко, задавая вопрос, не дослушивает ответа и задает новый вопрос. Рассуждает на темы, в которых мало что смыслит. С легкостью все начинает, но мало что доводит до конца.
В школе его привлекает все, что связано с общением, экскурсиями, школьными праздниками. Раздражает и отталкивает все, что требует терпения, внимания, тщательности, настойчивости.
Не умеет экономно распределять силы. Устает от сидения за партой — 45-минутный урок для него невыносим, обучение письму — пытка. Устает от беготни и шумной возни в коридоре. Устает от интеллектуальных усилий. Больше всего устает от того, что обязан подчиняться требованиям взрослых и правилам школьной жизни. Не признает границ в отношениях «учитель — ученик», чем провоцирует частые конфликты. На уроках, для того, чтобы привлечь внимание учительницы или одноклассников, может вести себя «клоуном»: петь, кукарекать, смешить ребят.
Компания сверстников имеет для него огромное значение, но играть «вместе» часто не получается: шестилетка не умеет уступать и договариваться; злится, когда сталкивается с несогласием или отказом; обижается до слез, если проигрывает. В то же время вне группы одноклассников чувствует себя плохо, неуверенно, хотя вряд ли сможет в этом признаться.
Если шестилетке в школе плохо, он может начать болеть: головные боли, простуды, желудочные боли непонятного происхождения — это способ защиты ребенка от той жизни, которая оказалась ему не по силам.

Семилетний первоклассник достаточно спокойно понимает и принимает необходимость подчинения школьному распорядку. Проявления «буйного» и «неуправляемого» поведения у семилетки, конечно, тоже случаются, но через месяц-полтора их становится заметно меньше. С ним легче договориться, он чаще проявляет желание сотрудничать.
В учебе ему приятно приложить усилия и сделать что-то, чтобы заслужить хорошую отметку или похвалу учителя. Он уже способен довольно долго сосредоточивать внимание на чем-то одном и чаще, чем раньше, доводит начатое дело до конца. В то же время, может впасть в отчаяние, если что-то не получается, в такие минуты остро нуждается в проявлениях любви и поддержке близких.
У семилетнего первоклассника резко расширяется репертуар эмоций и чувств. Он так же, как раньше, бурно радуется, глубоко переживает собственные неудачи, но уже умеет сочувствовать другим. Правда, радоваться удаче друга он пока не умеет. И не замечает, что бывает несправедлив к другим, хотя мгновенно и остро реагирует на проявления несправедливости по отношению к себе. Очень любит обучать, объяснять, помогать и, вообще, быть полезным и опытным товарищем.
В компании одноклассников активно ищет друзей. Становится наблюдателен, тактичен, начинает считаться с чувствами и интересами других людей. В играх учится уступать и договариваться, охотно выступает как в роли ведущего в игре, так и рядового игрока. Любит общаться со сверстниками на основе обмена разными ценностями: значками, дисками, фотографиями знаменитостей. Энергичен, контактен, с удовольствием бегает, прыгает, играет в футбол, лазает по деревьям и крышам, порой дерется с приятелями. Если в школе дела идут хорошо, то болеет крайне редко.

Резюме

Конечно, бывают вполне успешные первоклассники-шестилетки! Никто не спорит. Но все-таки это скорее исключение, чем правило. И нередко проблемы, никак не проявившись в первом классе, расцветают пышным цветом позже — в подростковом возрасте. Ведь шестилетка всегда остается намного младше одноклассников, и ему приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы быть на одном уровне с ними.
За годы работы мне пришлось познакомиться со многими родителями, чьи дети стали первоклассниками в шесть лет. Почти все они говорят об этом с сожалением. Во всяком случае, не припоминаю, чтобы кто-нибудь из них решил повторить подобный опыт с младшим ребенком.

Неизвестный автор из интернета

6 комментариев

  1. Arxiv:

    Практические советы от педагогов в пользу того или другого выбора в блоге педагога:
    Кратко, четко и по сути… Решение приняли только благодаря этому реально полезному совету.

  2. Кульпяша:

    Да была у меня мысля отдать свою в 6,5, но меня отговорил муж. В этом году пошли в 7,5 и я очень рада, что не отдала годом ранее. Мы умели и считать и писать к 6,5 годам очень хорошо. Нагрузка минимальная, с уроками не сидим вообще, все успевает в классе сделать. Вечер свободен: гуляем, спортом занимаемся.
    Нашу подружку в этом году (ей 7,3) отдали сразу во второй класс. Правда та девочка можно сказать вундеркинд, она уже в 5 лет себе книжки читала про Гарри Поттера, но все равно, нагрузка во втором классе уже не такая как в первом, ребенок постоянно сидит за уроками, все вечера заняты. Пригласить вечером погулять не реально. Очень много болела за первое полугодие. Очень тяжело. Спрашивается зачем отнимать детство?

    • J.Anderssen:

      Я тоже думала отдать дочку в 6,5 в школу. Но прислушалась к мнению педагогов. Сейчас учимся в 1ом классе, скоро будет 8 лет. Ни капельки об этом не жалею!!!!! Дочка у меня и в 6.5 была девочка умная и развитая, думаю, учиться бы смогла. Но за год она очень изменилась и повзрослела, теперь для нее не только учеба, но и организационные моменты проходят легче. Она стала и намного серьезнее и ответственнее. Поскольку учеба дается пока более-менее легко, посещаем спортивную секцию и разнообразные кружки, учим параллельно два языка.

  3. Татьяна:

    неправда, все зависит от характера ребенка, вы сами спросите об этом старшеклассников, которые пошли в первый класс шести лет и их одноклассников. в подростковом возрасте те дети, которые пошли в школу семи лет уже к 12-14 лет начинают грубить учителю больше, чем те, которые пошли 6-лет. У шестилетних детей всегда есть стремление быть первым в учебе, что не отмечается у семилеток (он всегда думает, что он первый, хотя происходит наоборот). у меня первый ребенок пошел 6 лет. (отличница) все в классе 7 летки ( 1 ударник, остальные троечники). мой ребенок опрасил детей, которые пошли в первый класс 6 лет и выяснилось, что трудности у таких детей возникали только лишь в том, что учителя и одноклассники всегда им говорили «Вы маленькие» и им всегда приходилось доказывать в обратном, при чем по статистике все они отличники, и есть многие из них, которые закончили школу с медалями. мой старший ребенок советует мне тоже отдавать второго 6 лет. Я с удовольствием бы отдала, так как мы посещали подготовительную группу и девочка не шелала ходить, ей было не интересно на занятиях по расвитию речи, математике. ей вообще не интересно общаться с семилетками в группе «они не знают, не понимают». общение в основном со старшими 10 11 лет. конечно же я не говорю о том, чтобы всех 6 леток отправить в школу, но почему законы в России принимают (имею ввиду по шестилеткам) не внося дополнения или изменений для тех шестилеток, которые стремятся к учебной деятельности. особенно если дети проживают в селе, где выбора школы нет и нет выбора программы по кторым дети учатся в начальной школе.в городских школах я согласна, там есть условия для обучения таких детей как мой (гимназии и соответствующие программы)

    • creature:

      Вы себе хорошо представляете ребенка 6 и 4 среди детей старше ее на полгода и даже полтора в пыльной школе, с общественым питанием, туалетами и нагрузкой на ее самостоятельность, решения надо будет самой принимать, никто помогать не будет в школе. Прописи, от которых тошнит даже детей с хорошей моторикой, требованиями учителя, которые отдают маразмом, и их еще не могут донести, целой когортой носящихся на перемени огромных по сравнению с ней детей и еще с достаточным количеством взрослых, начиная с вахтера или охранника, которых надо воспринимать и каждого правильно. ??? Я представляю хорошо. В классе дочери есть ребенок, который слабее и меньше остальных. Она плакала каждый день и дома и в школе. Была готова, считала писала, умничка, на курсы ходила, пошла в 6 и 7. Рыдала дома. Сейчас просто не знаю, что там и как. Я только наблюдала, перекрестившись, что она не моя дочь и беда не моя. Девочки не приняли в игру, сбили на перемене, потерялась, мама вовремя не успела прийти, чуть опоздала — слезы градом. Есть ничего в столовой не может, в туалет сходить тоже, он высокий и грязный, ей не раскорячится, все мимо. Ей банально тяжело, как никому из одноклассников. Помогать не кому, у учителя их 30, у других своих проблем хватает. Мальчишки еще и обзовут и толкнут, а сдачу она не даст, ец и не допрыгнуть до некоторых. Чем мама думала? Это точно не ко мне.

  4. Светлана:

    Огромное спасибо за то, что часто радуете нас интересными мыслями. На вашем вебсайте обязательно можно найти что-то интересное для себя. Очень надеюсь, что будете его развивать дальше. Желаю удачи в этом нелегком деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *