Основы религии и светской этики

Для начала разберемся, что представляет собой школьный курс «Основы религии и светской этики».

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.

Два первых раздела школьники изучают в последней четверти 4 класса:

  • Россия — наша Родина.
  • Основы религиозных культур и светской этики.

Третий и четвёртый разделы отнесены к первой четверти 5 класса:

  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • Духовные традиции многонационального народа России.

Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Второй раздел, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Первая четверть 5 класса начинается с изучения третьего раздела «Основы религиозных культур и светской этики». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России», «История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.

Второй и третий разделы изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвящённым Дню народного единства, о чём было сказано выше.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

В теории все неплохо. С практикой — сложнее. В добровольном разделении детей на группы для изучения различных религиозных модулей скрыта большая угроза. Это разделение ни коим образом не способствует воспитанию толерантности у школьников.

Процитируем письмо известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка, соратника академика А.Д. Сахарова по диссидентской деятельности Бориса Альтшулера. Правозащитник был недавно включен в первую – президентскую – треть нового состава Общественной палаты Российской Федерации.

«Д.А. Медведеву,

Президенту Российской Федерации

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

21 июля с.г. Вы высказались в поддержку эксперимента, охватывающего примерно 250 тысяч детей, по введению в школах России обязательного преподавания основ культуры традиционных религий – по выбору учащихся и их родителей. Можно только приветствовать, что при этом не были забыты и те, кто еще не определился со своим конфессиональным выбором, и атеисты, — для них, опять же по желанию, предлагаются в качестве обязательных дисциплин история и культура мировых религий либо основы светской этики.

Итак, живет класс, самые разные дети делают одно дело – учатся в школе! А общее дело, как известно, сближает, развивает такие замечательные человеческие качества как дружество, взаимопомощь. И вдруг им предлагают разделиться «по интересам». Сама идея такого подхода к преподаванию обязательного предмета представляется странной, тем более, когда речь идет не об иностранном языке, а о действительно глубоких материях, формирующих личность ребенка. А дети, между прочим, склонны сбиваться в стаи, делиться на «своих» и «чужих». И вполне возможно, что в результате такого эксперимента в тех регионах, где численное соотношение «православных», «мусульман» и «атеистов» сопоставимо, в школах возникнут враждующие группы – на языке подростков соответственно «правилы», «мюсли», «атасы».

А что делать детям других не столь многочисленных конфессий? А что делать первоклашке из протестантской семьи, которого стали избивать одноклассники за то, что он не ходил на уроки православной культуры? «Добровольный выбор», о котором Вы говорите, хорошо смотрится на бумаге. А в детском коллективе, где толерантность надо еще воспитывать и воспитывать, это может оказаться очень жестокий опыт.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, пожалуйста, не надо ставить такие опыты на детях. Прошу Вас пересмотреть свое решение о начале указанного эксперимента.

Прошу также рассмотреть возможность введения в обязательную школьную программу действительно насущно необходимого единого предмета «История и культура мировых религий, основы этики и права человека». Объединение этих тем в одном предмете оправдано, поскольку известно, что именно в мировых религиях заложены основы современной, в том числе и светской, этики, а также базовых принципов прав человека. При этом известно также, что под лозунгом религиозных догм церковь не раз в истории выступала гонителем всего живого, с позиций, никак не совместимых с гуманностью и справедливостью.

Наши дети вправе знать все это, вправе задуматься был ли прав или неправ Вольтер, сказавший о современной ему французской церкви «раздавить гадину!», и почему был неправ (во всяком случае, с точки зрения современных правозащитных позиций) Александр Сергеевич Пушкин, когда написал: «Мы добрых граждан позабавим / И у позорного столба / Кишкой последнего попа / Последнего царя удавим». Дети должны знать, какие мерзкие реалии тех времен побудили Вольтера или Пушкина использовать столь резкие выражения, и опять же задуматься о возможной связи этих слов со страшным ленинским: «мы должны расстрелять двести тысяч попов, История нам этот простит». И как могло случиться, что великий гуманист и писатель Лев Николаевич Толстой был отлучен от церкви, а высоко гуманные социалистические принципы всеобщего равенства и справедливости стали идейной основой массового террора, ГУЛАГа и государственного крепостничества. И, если говорить о современности, почему предыдущий президент США Джордж Буш мл., будучи глубоко верующим человеком, был в то же время ярым сторонником сохранения в США средневековой практики смертной казни.

Наши дети вправе знать и понимать, почему современное семейное право, включая требования по соблюдению прав детей и женщин, зачастую вступает в противоречие с традиционными религиозными догмами христианства, мусульманства, иудаизма.

В предлагаемом учебном курсе, объединяющем историю и культуру религий, этику и права человека, разумеется, должны присутствовать имена великих мыслителей прошлого, в том числе Андрея Дмитриевича Сахарова с его концепцией опасности любых тотальных идеологий и «внеидеологичности» по-человечески ясных и простых принципов соблюдения индивидуальных прав человека.

С уважением

Борис Альтшулер,

Председатель Правления РОО «Право ребенка»,

эксперт Общественной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей,

член Московской Хельсинкской группы, Общественного совета при Минобрнауки России, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области, Координационного совета Всероссийского Союза «Гражданское общество – детям России».

А вот еще одно открытое письмо Президента Российской ассоциации буддистов Школы Карма Кагью Александр Койбагаров:
«Даже добровольное разделение не сможет предотвратить межрелигиозные конфликты в школьной среде.
Напротив, оно будет их стимулировать. Давайте вспомним мировую историю.
Есть множество примеров, показывающих, что религиозное разделение людей вызывало несчастья.
На протяжении веков религии помогали одним народам выживать среди других народов:
под религиозными знаменами шли воевать и защищать собственные земли.
Религии учат добру и состраданию внутри группы своих приверженцев.
Выбор курсов по отдельным религиям не стимулирует воспитание толерантности.

На мой взгляд, было бы гораздо эффективнее ввести единый предмет, который максимально объективно и отстраненно рассказывал бы об истории возникновения разных религий, их сути, доктрине, учении, религиозной практике, о том, как это все повлияло на культуру человечества и разных стран.
Причем делать это стоило бы в старших классах, где изучение подобных вещей действительно приемлемо и необходимо.»

Не остаются в стороне и представители ислама. Руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Саубянов говорит: «У нас все-таки есть опасение, что деление детей на группы может привести к конфликтам, ведь изначально планировалось, что в школах будут изучать основы мировых религий, и дети разных вероисповеданий будут обсуждать одни и те же проблемы. Для более глубокого изучения своих религий они могли бы ходить на факультативы или в соответствующие религиозные учреждения – например, если в школе десять учеников мусульмане, к ним бы раз или два в неделю приходил бы специалист по исламу. Теперь же, чтобы изучение курсов по выбору приобрело цивилизованные формы, чтобы избежать недоразумений, потребуется активное участие школьной администрации, профессионализм учителей.»

В общем, все не так однозначно и просто. Приглашаем вас высказать ваше мнение по поводу преподавания новой школьной дисциплины, а также поделиться опытом, если эксперимент по ее внедрению уже затронул ваших детей.

24 комментария

  1. Елена:

    Полностью согласна с авторами открытых писем! Разделение детей по религиозному признаку не допустимо!!!! Предмет изучающий основы основных мировых религий и светскую этику полезен , опять же только обоюдном изучении, но абсолютно преждевременен для учащихся 4-5 классов! Теология, религии , философия — это не для уровня восприятия 10-11 летних детей!!!!!!

  2. Darya:

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, как правильно выбрать ВУЗ для своего ребенка? Какими критериями руководствоваться в первую очередь? Какие приоритеты поставить перед собой при его выборе? Поделитесь своим опытом и убеждениями! Спасибо)

  3. ригина:

    здравствуйте.я, являюсь студенткой педагогического университета, будущий учитель начальных классов.преподаватель по спец.курсу ОРКСЭ дала задание, привлечь и заинтересовать родителей учеников по внеурочным занятиям «Основы религиозных культур и светской этики», по многим из вышесказанных комментариев увидела, что родители против этого нововведения. есть ли варианты или методы, что бы привлечь и заинтересовать родителей?или же все настроены против этого предмета?спасибо заранее за ответы

  4. Татьяна:

    Столько много комментариев и не в одном я не увидела, что наши дети и так сильно загружены уроками. Сейчас очень тяжёлая программа, у них и так мозг закипает. Так нет, давайте ещё бедных детей загрузим мутью!!! Нам по этому предмету очень много задают домашнего задания. Я считаю, что это не правильно!!! Я не против курса, а против домашнего задания. Ребёнок должен успевать делать уроки по своим главным предметам, а не отвлекаться на ерунду.

    • Ася:

      Я считаю, надо просто игнорировать эту муть — дружно, всем классом не делать никаких домашних заданий. Мало того что всё обучение по основным предметам спихнули на родителей (у нас, например, от программы «Гармония» и так мозги давно вынесло), теперь ещё и этой хренью добивают! А на неё просто физически НЕТ ВРЕМЕНИ!!!

  5. Jadoa:

    Странные комментарии. Оказывается, люди боятся религию, как огня=) Удивительно. Ваши дети — это не только серые клеточки в мозгу, не только словечки, циферки и т.п. Ваши дети — Души. И им нужно знание о том, о чем Вы сами не рассказываете, примеры, которые Вам некогда им привести….. Им нужно хотя бы рассказать о том, что существую разные религии и в чем суть этих религий. Так они имеют шанс стать более терпимыми друг к другу. Если родители будут активно возражать против этого, говоря не совсем корректные высказывания в адрес этого урока и религий в целом, то дети будут вести себя так же. Любая религия учит терпимости, чему, к сожалению, уже давно не учат родители. Если не хотите, чтобы наши дети выросли и , уже взрослыми, перебили друг друга из собственного эгоизма, не стоит протестовать. Лишний час литературы можно пройти и дома…. а вот о религии мало кто говорит в семье, тем более о религии, которую не исповедует эта семья.

    • Ирина:

      Пусть о религии говорят в церкви. Школа — светское учреждение. И я не хочу, чтобы в светском учреждении моему ребенку проповедовали основы какой бы то ни было религии.
      И уж поверьте, изучение литературы может дать гораздо больше для духовного и нравственного воспитания человека, для воспитания добра и терпимости, чем религиозные проповеди. Ведь религиозный фанатизм и экстремизм гораздо более распространен и опасен, чем литературный. Если последний вообще существует.
      А историю мировых религий нужно изучать в историческом контексте в курсе мировой истории. И никак иначе.

    • Надежда:

      Если бы этот предмет рассказывал о разных религиях — замечательно!!! Я первая предлагала выбрать курс, который рассказывает обо всех основных религиях; проблема только в том, что нам был навязан предмет «Основы православной религии», и учебники были закуплены до того ещё, как родители об этом узнали. А для глубинного изучения какой-бы то ни было религии существуют воскресные школы, готовые принять всех желающих. Школа (в моём понимании), все-таки светское учреждение.

      • Лена:

        У нас тоже сначала очень навязчиво «рекомендовали» выбирать между светской этикой и православной культурой. Каждому «неправильно» выбравшему модуль родителю звонили, уговаривали, намекали, что ребенка будут репрессировать и т.п. Но, видимо, количество упершихся родителей все же переломило ситуацию — теперь светская этика и мировые религиозные культуры. Но все сделано втихаря и преподносится как огромное одолжение.

    • Ольга:

      Религия изначально создана как фактор сдерживания и управления массами людей…и скажите что это не так! Посмотрите что религия сделала в средние века, не давала развиваться наукам и как противоречие -ДУШЕ…насаждение нужных для управления и сдерживания людей догм и правил, нарушение-смерть, не бог решал , а правящая единица…. примеров масса. Это должны знать дети…А развивать они должны внутренние изначально данные детям качества доброты уважения…и всех положительных качеств, а религию оставить как часть истории.
      Еще раз повторюсь РЕЛИГИЯ БЫЛА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ФАКТОРОМ СДЕРЖИВАНИЯ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ, И ПРОСТО БРАЛА НА СЕБЯ ПРОФЕССИЮ БОГА, РЕШИТЕЛЯ СУДЕБ!….

  6. Светлана:

    Я категорически против того, чтобы ради глупого этого нового предмета еще урезали и без того скудную программу 4-го класса. Для детей в этом возрасте трудно понимать истинный смысл, а вот принят исторические легенды за истину очень даже, ведь они еще не вышли из возраста сказок. Судя по тому, что наше образование катится неуклонно вниз, и действительно необходимые предметы постоянно уменьшают количество часов в неделю, надо вообще переходить на экстернат, что мы и делаем. Так и более качественно, и дети под контролем. Слава богу, что мне советское образование дает возможность объяснять алгебру, геометрию и т.д. даже в 8-м классе! Чего мои дети точно не смогут!!! Как спастись он нашего образования во главе с Фурсенко? Господи!!! Не помогают научить, так хоть бы не мешали!!! После введения их так называемых стандартов кругом только объединение классов и регулярные приобретения учебников… Бред….

  7. Светлана:

    Религию в школе изучал Гитлер, Муссолини и прочие преступники.
    Сталин окончил семинарию.
    И что – это помогло?

    Отсутствует взаимосвязь между изучением религии и тем, что человек является порядочным.
    Сколько подвигов совершили «безбожники» в Великую отечественную войну».

    Преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» бесполезно и даже вредно — насильственно насаждает разделение одноклассников на группы, а также уменьшает часы преподавания нужных дисциплин.

    Религия отделена от государства — на каком основании на религию в приниципе тратится основное учебное время?
    Желающие приобщиться к религии либо больше о ней знать могут ходить в воскресные школы при церквях — точно также, как, например, ходят в художественные, музыкальные школы и другие группы по интересам.

    • Лена:

      Абсолютно согласна. Учитывая качество программ, сочетающееся с качеством преподавания (и это в гимназии!), время, которое тратится на основные уроки, теперь придется уплотнить, чтобы еще и заниматься этой мутью. Идея, как всегда, не плоха, но кто преподает??? Те же преподы, которые не могут толком донести литературу, историю и культуру города, в математике вообще атас. Так что скорее вредно — лишний час и совершенно непонятные многочисленные домашние задания.

  8. Ольга Павловна:

    Пришли сегодня дети из школы (4 класс) и сказали, что со следующего месяца ВМЕСТО одного урока литературы будет урок История религии.

    Как грамотно отказаться от этого предмета? У кого-нибудь уже есть опыт? Естественно, готовы иметь «не аттестовано» по этому предмету. Решается этот вопрос цивилизованно?

    • Jelly:

      Да, вопрос решается цивилизовано. По закону можно выбирать один из шести модулей: «основы мировых религий», «светская этика», и четыре мировых религии. Если Вы выбираете «светскую этику» — то вправе требовать, чтобы о религии там не было ни слова (собственно, для этого данный вариант и предназначен).

      Так что идёте в школу, пишете заявление свободной форме на «светскую этику», регистрируете его — и никакой религии, всё цивилизовано!

      • Ольга Павловна:

        Пойду, конечно, поговорю.

        Наша учительница не довольна нововведениями. Она не успевает дать всю программу запланированную по Литературе, ей придется остановить основы Петербурговедения — дополнительный предмет, на который она выкраивала время со всех предметов понемногу.

        Итого теряем больше, чем получаем.

        • Сергей:

          Полностью с вами согласен,Ольга Павловна!Разваливают всю систему образования до конца.Сначала ввели абсолютно никому не нужный ЕГЭ, сейчас религию…Причем за счет полезных часов других предметов,насильно навязывают.Наверное,может президент у нас в стране превратиться в царя.Нельзя этого допускать…Спасибо.

      • Надежда:

        JellY, пожалуйста, если есть такая информация, напишите название Закона, о котором пишете, или ссылочку. Уж очень не хочется навязывать ребёнку религию. А нам сказали, что вариантов нет — будем учить.

  9. Вера:

    У нас в школе тоже сказали, пишите заявление с согласием изучения модуля «Основы светской этики», т.к школа многонациональная. Писать сразу не стала, решила познакомиться, что за предмет такой. Почитала отзывы про учебник, ознакомилась с мнениями ученых и религиозных деятелей. Теперь уже точно знаю, что не хочу чтобы ребенок знакомился с этим. Само понятие «светская этика», с точки зрения философской науки -бред какой-то. Но альтернативы нет, все родители дружно написали заявления, так что готовимся к «неудам» по предмету. Или отдать ребенка на откуп школе, пусть учат. Другое дело не пойму, то в школе говорят воспитанием детей не занимаемся, это дело семьи, то навязывают пока ещё сомнительные предметы, в которых больше сомнительного воспитания, чем науки.

  10. Надежда:

    А у нас просто сказали — будут дети изучать основы православной религии. Никакого выбора. Несмотря на то, что в классе есть и мусульмане и христиане, и вообще атеисты. Я за то, чтобы детям преподавались основы основных мировых религий. Когда я училась в университете, в рамках культурологии мы изучали основы религий. Между прочим, очень интересно было. Но мне было 20, и это был университет!!! По-поводу мусульман, и других мне просто ответили — «Они должны уважать нашу религию, а потому, будут изучать её!»
    Я считаю, что вера должна быть не показной, и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще.

  11. belaya:

    Я категорически против.
    Религиозное воспитание — дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман. Предположу, что и у буддистов есть. Кстати, а как-же синтоизм, например?
    Светская этика — тоже предмет для меня непонятныый. Он о чем? Что входя в помещение мужчины шляпу снимают? Подобным вещам тоже вроде бы должны учить в семье.

    Мне кажется, что история основных мировых религий должна преподаваться в рамках МХК. Именно как элемент общей культуры.

  12. N-red:

    Мне ближе основы мировых религиозных культур.
    В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен и я готова его обсуждать с очень немногими.
    И не хочу, чтобы в классе судачили «А ты знаешь, что Х выбрал изучать буддизм/иудаизм/ислам…. Это значит, что ОН … » А дальше — шушуканье, междусобойчики, разделение на наших и НЕнаших.
    Я категорически против этого обязательного в ближайшем будущем предмета.

  13. Рашит Савганович Тазеев:

    На мой взгляд, нельзя делить детей по религиозному признаку. Между ними возникнет брешь, они будут осознавать свои различия с самого юного возраста. Боюсь, даже драться начнут из-за того, что один – мусульманин, а другой – иудей. Есть риск, что из школ исчезнут толерантность, национальное и религиозное согласие. Кроме того, любой класс поделить будет сложно, потому что православных может оказаться пятнадцать человек, а, скажем, мусульман – трое.

    Выбор курсов, связанных с конкретными религиями, ни к чему хорошему не приведет. Пусть лучше будет единый курс истории религии для всех, и к детям по очереди приходят разные специалисты: один расскажет о православии, другой – об исламе, третий – о буддизме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *