Будущий первоклассник: как оценить готовность к школе

Через неделю стартует электронная запись детей в первый класс на 2017 учебный год. Большинство родителей уже выбрали школу и даже учителя, к которому пойдет их ребенок, а будущие первоклассники уже вовсю ходят на подготовку к школе. Надо ли сделать что-то еще, чтобы учеба в школе была успешной?

К содержанию

Что такое учебная мотивация

Почему по психологическим нормам следует отдавать ребенка в первый класс в семь лет? В шесть-семь лет у детей происходит переход мотивации с игровой деятельности на учебную. Готовность к школе выражается не в том, что ваш ребенок умный, а в том, что у него сформирована учебная мотивация.

Учебная мотивация — это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, настойчивостью, реакциями на неудачу и установками ученика. В школе на первом плане стоит получение знаний. Поэтому если у ребенка не сформирована учебная мотивация, ему приходится довольно сложно.

У каждого ребенка мотивация формируется своя. У кого-то это будет обучение ради успеха, кому-то понравится получать новые знания, кто-то будет учиться, потому что этого требуют родители. Учебная мотивация формируется не сама собой — без участия родителей одному ребенку ее сформировать трудно.

На консультации психолог спрашивает ребенка, что такое школа. Малыш поясняет, что это место, куда ходят учиться и получать хорошие оценки. «Какие оценки?» — «Пятерки, конечно!». Все понятно. Затем следует другой вопрос: что ребенок будет делать после того, как закончит школу? Тот отвечает, что пойдет в институт. А что такое институт? Оказывается, ребенок не знает значения этого слова.

Занимаясь формированием учебной мотивации, родителям важно знать: 7-летний ребенок не в состоянии понять взрослые ценности, такие как институт и образование вообще. Он должен знать то, что ему важно на сегодняшний день. Например, если ребенку нравится узнавать про созвездия и планеты, то родители могут сказать: «У тебя будет больше знаний о звездах и планетах, когда ты пойдешь в школу».

К содержанию

Как оценить готовность к школе

Существуют две составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Одна из них — интеллектуальная развитость. Это умение читать, считать, воспринимать новые знания. Вторая составляющая — психологическая готовность ребенка к школе.

На психологической готовности к школе хочется заострить внимание родителей. Школьное обучение — длительный и довольно жесткий процесс со своими особенностями и правилами. И ребенок должен быть готов к нему. Если ваш ребенок посещал детский сад, то некоторое представление о том, что будет происходить в школе, у него уже есть. И все равно школа сильно отличается от детского сада.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность включает в себя не только наличие учебной мотивации и определенный уровень интеллектуального развития ребенка, но и наличие произвольного поведения, позволяющего ученику выполнять требования учителя.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

  • не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
  • не умеет работать по правилам;
  • не может работать по образцу;
  • нарушает дисциплину.

Такой ребенок мешает учителю проводить урок. От его поведения страдает и он сам, и другие ученики в классе. Проявляется это как на уроках, так и на переменах. И если в начале обучения к таким детям относятся довольно снисходительно, то к концу первого и началу второго класса такое поведение становится проблемой и для ребенка, и для его родителей, и для учителя. У ребенка складывается негативное впечатление о школе, потому что его постоянно одергивают и делают замечания.

Что касается уровня интеллектуального развития ребенка, то это не только умение писать, считать, складывать, но и умение обобщать. От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа. Первый — это усвоение новых правил работы, таких как решение задач, умение писать буквы. Второй этап — перенос усвоенных правил на аналогичные задачи. Второй этап невозможен без умения обобщать.

Этот уровень обязательно тестируется школьными психологами и педагогами, когда они проверяют готовность ребенка к школе. Дело в том, что процесс обобщения формируется у всех детей в разное время: у кого-то раньше, у кого-то позже. Если ребенка отдать в школу раньше, чем процесс обобщения будет сформирован, то он может оказаться неуспешным учеником.

Если вам категорически не рекомендуют отдавать ребенка в первый класс, стоит уточнить, в чем суть проблем и можно ли их решить. Бывает, что родители отдают ребенка учиться вопреки мнению педагогов и школьных психологов. В первом классе проблемы еще не так заметны, так как у всех детей идет адаптация. Во время первого года обучения сейчас используется безоценочная система, поэтому трудности становятся заметнее во втором классе. Однако когда они проявятся, решать их будет гораздо труднее.

К содержанию

Как выбрать школу для будущего первоклассника

Теперь перейдем к вопросу выбора школы и учителя. Есть две противоположные родительские позиции. Первая — о выборе школы надо задумываться заранее и очень тщательно подходить к этому вопросу. Вторая — ребенок идет в ту школу, которая рядом с домом, чтобы проще было добираться.

У начальной школы есть очень важная функция — привить ребенку тягу к получению знаний, стремление узнавать новое. В целом во всех начальных школах учат писать, читать, считать, рассказывать стихи. И не важно, по какой программе будет заниматься ребенок, — базовые навыки будут заложены. И наоборот: если в начальных классах у ребенка не сформируется учебная мотивация, не появится стремление изучать и закреплять новое, то совершенно не важно, с каким уклоном будет школьная программа.

Олеся Покусаева
Маргарита Заворотняя

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *