Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Средняя группа

Цель: продолжаем формировать элементарные математические представления у детей.

Задачи: 1. Совершенствуем умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственное направление словами относительного самого себя «впереди», «позади», «слева», «справа».

2. Упражняемся в счете и отсчете предметов в пределах «5-ти».

3. Формируем представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

4. Продолжаем упражняться в умении уровнять количество одних предметов (карточек) относительно других путем прибавления или убавления.

Материал.

1) Демонстрационный (письмо от Деда Мороза, посылка, елка, игрушки на елку 10 шт.).

2) Раздаточный (с изображением щенка (5 шт. на кадого ребенка) и будки (5 шт.на каждого ребенка).

3) Поощрительные призы для каждого ребенка.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, смотрите, какой я красивый конверт с письмом получила, а с конвертом пришла посылка. А принес это письмо и посылку, как вы думаете кто? (Дети вслух дают свои ответы.)

Воспитатель: — Верно, письмо принес Снеговик-почтовик.

Воспитатель: Прочтем его?

Дети: — Да.

«Здравствуйте ребята. Пишет вам Дед Мороз. Я уже собираюсь к вам в гости, и складываю в свой большой красный мешок подарки, о которых вы мечтаете. Я жду  не дождусь встречи с вами, уж, очень мне хочется увидеть, как вы выросли за год и какие стали умные, сколько много нового узнали и чему научились. А я это проверю вот как. В этой посылке есть задания, и если вы их верно выполните, то обязательно получите за награду! Надеюсь, вы меня ждете и у вас уже все готово к празднику: стихи и песни выучены, а елка украшена. Письмо отправляю со своим почтальоном Снеговиком. До скорой встречи!»

Часть I (Совершенствуем умение ориентироваться в пространстве.)

Воспитатель: — Вот, так, письмо! Ребята… Такого письма мы ещё с вами не получали! А вот и первое задание (достаёт из конверта задание №1). Давайте с вами посмотрим, готовы ли МЫ ко встрече с Дедом Морозом?

Где же наша елка?

— Впереди? (Дети смотрят перед собой.)

— Слева? (Дети поворачивают голову/корпус тела в левую сторону.)

— Справа? (Дети поворачивают голову/корпус тела в правую сторону.)

— Позади? Обернитесь назад! (Дети оборачиваются назад.)

Воспитатель: Вот она, красавица, а вот и игрушки (достает из посылки игрушки). Давайте посчитаем их! (Считаем шарики («раз, два…пять»), затем аналогично считаем др. фигурки.) Нам нужно дочитать задание: Итак, дорогие ребята, елочку нужно украсить так, чтобы СЛЕВА висели только шарики, а справа — деревянные фигурки.

Украшаем по одной игрушке согласно заданию.

Воспитатель: Елка украшена, молодцы!

Часть II (Упражняемся в порядковом счете до «пяти»; Формируем представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета; закрепляем умение уровнять количество предметов через «вычитание» и «прибавление».)

Воспитатель: Теперь, можно узнать, что у нас в следующем задании (открываем след. задание; достаем коробку в которой снеговички и колокольчики).

— Ребята, смотрите, здесь снеговички, сколько их много. Я буду их доставать, а вы считайте (дети вместе считают).

— Сколько у нас снеговиков?

Дети: — «Пять».

Воспитатель: -А коробке ещё есть игрушки, это колокольчики. Давайте мы посчитаем их. (Достаем по одному колокольчику; ставим их перед снеговичками (колокольчиков «4».)

Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите. Чего БОЛЬШЕ? А чего МЕНЬШЕ?

Дети: — Дети дают ответы.

Воспитатель: — Все ли снеговички получили свои колокольчики?

Дети: — Одному не хватает колокольчика.

Воспитатель: — Чтобы снеговичков и колокольчиков было ПОРОВНУ?

— А что мы можем, чтобы каждый снеговичок получил колокольчик?

Дети: — Добавить один колокольчик (+).

Воспитатель уравнивает количество тех и других игрушек путем сложения (перед пятым снеговиком ставится пятый колокольчик).

— Вы молодцы ребята, а подумайте, как еще мы можем уровнять количество снеговичков и колокольчиков?

— Вот, посмотрите, вот как у нас было в начале задания (5 снеговиков, 4 колокольчика).

— Как же мы ещё можем с вами сделать так, чтобы количество колокольчиков и снеговичков было ПОРОВНУ? («-»)

Воспитатель: — Здорово! Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте, мы теперь сами сделаем своих снеговиков!

Проводится физкультминутка «Лепим снеговика»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком,

Вот та-а-акой большущий он!

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова.

Шляпа будет из ведра.

Нос – морковка,

А глаза – два веселых уголька.

Всё! Готов наш снеговик!

У него довольный вид.

Рот смеется до ушей,

Веселит он всех детей.

Снеговик, вдруг оживает

И ребяток догоняет.

Часть III (Упражняемся в порядковом счете до «пяти»; продолжаем соотносить количество одних предметов с количеством других; закрепляем умение уровнять количество предметов через «вычитание» и «прибавление».)

Воспитатель: — Ребята, ну, что ж, у нас осталось последнее задание. (В это время воспитатель предлагает детям раздаточный материал — картинки «щенок» по 5 шт. на каждого ребенка.) Каждый знает, как холодно зимой. Каждый к зиме готовится по своему: люди надевают теплую одежду и обувь, лесные звери готовят запасы, медведь и ежик, например, впадают в спячку. А вот, домашнее животное щенок. Ребята, возьмите себе каждый ПО ПЯТЬ щенков.

— Как вы думаете? Где щенку зимой можно спрятаться от вьюги, снегопада? Где ему будет тепло?

Дети: Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: — Правильно — это КОНУРА, БУДКА. Ребята, подарите каждому щенку свою будку, свою конуру.

(Воспитатель раздает карточки «конура» по 4 шт. на каждого ребенка.)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, чего у вас БОЛЬШЕ? а чего МЕНЬШЕ?

Воспитатель: — Ребята, скажите, а у каждого ли щенка есть конура?

— Поровну ли щенков и конуры?

— Количество щенков равно количеству конуры?

— Ребята, как думаете, что можно сделать, чтобы у каждого щенка была своя конура?

Дети: — ДОБАВИТЬ ещё одну конуру (+).

Воспитатель: — Верно. Молодцы.

(Воспитатель раздает еще карточки «конура» по 1 шт. на каждого ребенка; дети уравнивают количество картинок относительно друг друга.)

Воспитатель: — Ребята, а если я возьму у вас одну конуру; верну всё на прежнее место. Как ещё можно сделать ПОРОВНУ количество щенков и конуры для каждого?

Дети: — Убрать одного щенка.

Воспитатель: — Молодцы! Уберите одного щенка, положите его обратно в коробочку. Посмотрите, теперь конуры и щенков ПОРОВНУ?

Вывод: — Значит, мы можем сделать ПОРОВНУ количество разных предметов, карточек если ДОБАВИМ карточку, предметом или же УБЕРЕМ.

Итог: Молодцы, ребята, вы все верно показали и рассказали снеговику, что вы умеете, чему научились.

  • Что принес нам снеговик сегодня в группу? – Письмо.
  • Давайте сложим обратно снеговичков в коробку и отправим обратно Деду Морозу (считаем вместе снеговичков). И снеговички расскажут ему о том, что за год вы многому научились, стали умнее и дружнее.
  • Сколько сегодня было снеговичков у вас в гостях? — Пять.
  • Интересные задания вам придумал Деде Мороз? — Да.

Ребята, а вы помните, что Дед Мороз пообещал награду, если вы верно выполните все задания. Мы справились с вами? — Да!

Воспитатель раздает каждому ребенку приз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *