НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Малыши в мире природы»

Цель: формирование элементарных экологических представлений, о взаимосвязи человека и природы, закрепление знаний о диких животных леса.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В приоритете – познавательное развитие.

Задачи.

Обучающие:

1. Закреплять знания о диких животных и птицах.

2. Способствовать формированию у детей диалогической и монологической формы речи.

3. Формировать интерес к познавательной деятельности.

Развивающие:

1. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать к импровизации.

2. На фоне эмоционального восприятия активизировать действия детей, развивать внимание, быстроту реакции.

3. Укреплять здоровье детей и предупреждать утомляемость.

Воспитательные:

1. Воспитывать гуманное отношение к миру природы и представителям животного мира.

2. Воспитывать желание охранять и оказывать им посильную помощь.

3. Поощрять творческую инициативу.

Словарь: сундучок, колокольчик,медведица,зайчата, воробушки,медвежонок.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок.

Выполнение рисунков, коллективных аппликативных картинок к сказкам совместно с родителями и воспитателем.

Рассматривание сюжетных картин к сказкам.

Дидактические игры на тему: «Кто в гости пришел?»,

«Угадай из какой сказки?», «Кто так говорил?»,

Д/ игра «Чудесный мешочек» (шишки, грибочки, орешки).

Д/ игра «Разложи морковки», Д/ игра «Кто, где живет?»

Материалы и оборудование:

Мультимедийный проектор Презентация «Кто живет в лесу?»

Аудио – записи, «Прогулка по лесу».

«Запись голосов – волка, кукушки, медведя, дятла, сороки»

Колокольчик, сундучок, домик – теремок.

Маски для сказочных героев – волк, лиса, заяц, лягушка, мышка, медведь.

Корзиночка с грибочками, декорация леса – елочки, коробка с разноцветными мячиками.

Костюмы: медведицы – взрослый, птички – ребенок, медвежонка – ребенок.

Виды деятельности:

Социально-коммуникативная деятельность.

Познавательная деятельность.

Двигательная деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность.

Формы работы:

Ситуативная беседа.

Игровая деятельность.

Отгадывание загадок.

Самостоятельная деятельность.

Методические приёмы:

  • Словесные — беседа, вопросы, объяснение.
  • Наглядные — демонстрация игр, пособий.
  • Игровые — проведение подвижных игр.
  • Практические — действия с дидактическим материалом.

Литература:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы.
  • Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой».
  • В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе».

Планируемые результаты:

  • Дети будут интересоваться процессом познания жизни животных в лесу.
  • Проявлять активность при решении познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, смогут переносить усвоенный опыт в новые игровые ситуации.
  • Проявлять активность при исполнении песни Е. Железновой «Прогулка по лесу», запись голосов «Волка, медведя, кукушки, сороки, дятел».
  • Примут участие в подвижных играх «Волк и зайцы», «Воробушки и кот».
  • Научатся импровизировать сказки.

Раздаточный материал.

  • Разноцветные мячи для каждого ребенка.

Ход НОД

Организационный момент. Мотивация.

Утром в группу к детям приходит птичка – невеличка (ребенок в костюме из группы) Вместе с детьми выполняет режимные моменты.

Перед НОД дети стоят на ковре в кругу, играют в игру малой подвижности

«Птички – невелички»

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают.)

Крошки птички собирают (Дети наклоняются и клюют.)

Пёрышки почистили, (Дети изображают, чистят перышки.)

Клювики почистили (Дети изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

Зёрнышки клюют (Наклоняются.)

Дальше полетели, (Машут руками.)

И на место сели. (Улетают, садятся на ковер.)

Мотивация к НОД

Воспитатель: — Сегодня я хочу предложить вам снова отправиться в гости к сказке. Вспомните, пожалуйста, в какое время года мы посетили волшебный лес в прошлый раз?

Дети: — Это было зимой, в Новогодний праздник к сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель: — Правильно, а какое время года сейчас?

Дети: — Наступила весна.

Воспитатель: — Предлагаю провести разминку, чтобы настроение у нас было хорошим, легко и быстро могли добраться до сказки.

Разминка «Улыбнись»

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

Воспитатель: — Я предлагаю одеть – сапоги, куртки, шапки.

(Дети имитируют одевание.) Отправляемся в лес.

Под запись муз. «Прогулка по лесу» дети идут по узенькой дорожке, под ветками деревьев, раздвигаем кусты, перепрыгиваем через ручеек.

Выходим к сказочному лесу.

Воспитатель: — Здравствуй лес, дремучий лес, полный, сказок и чудес!

Ты впусти нас в гости, добрый лес.

(Обращаю внимание детей, на сундучок под елкой.)

— Ребята посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим что внутри? (Открываем, дети смотрят.)

Дети: — В сундучке колокольчик.

Воспитатель: — Это волшебный колокольчик, он может превратить нас в сказочном лесу в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова:«Колокольчик позвени детей в зверюшек преврати»

(Дети вместе с воспитателем произносят слова.)

Воспитатель: — А в кого мы сейчас с вами превратимся, отгадайте сами. Послушайте загадку: Пусть я слишком длинноух,

Но зато и слух за двух.

Дашь капусты, я – грызун,

Погрозишься, — я бегун (заяц).

Воспитатель: — В кого же мы будем превращаться? Колокольчик позвени нас в зайчишек преврати. (Дети говорят слова.)

Дети: — в зайчат! (Дети имитируют движения зайца.)

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Ход игры. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк — игрушка». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. Выполняют движения по тексту стихотворения.

Воспитатель: — Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёненький лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» — «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. Роль «волка — игрушка» выполняет воспитатель.

(Воспитатель, подводит итог игры, хвалит детей, сумели спрятаться от волка.)

Воспитатель: — Теперь отгадайте следующую загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса.)

Воспитатель: — В кого же мы будем превращаться?

Дети: — В лисят!

Воспитатель звонит в колокольчик. Все говорят слова: — Колокольчик позвони, детей в лисичек преврати» (Дети имитируют движения лисы.)

Воспитатель: — А кем вы станете сейчас?

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает (воробей).

Дети: — В воробышков!

Воспитатель звонит в колокольчик. Все говорят слова: — Колокольчик позвони, нас в воробышков преврати» (Дети имитируют движения воробья.)

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. Ребенок (котик), сидит и дремлет. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети открывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют». После этих слов дети разбегаются по группе. На слова педагога: «Кот проснулся, воробышков увидел, напугал, в гнездышко полетели!» — возвращаются на свои места.

Воспитатель: — Я предлагаю вам прислушаться к звукам весеннего леса, может быть, мы еще кого-нибудь услышим?

(Дети слушают аудио запись со звуками – волка, кукушки, дятла, медведя)

Дети угадывают звуки зверей.

Воспитатель: — Мне кажется, кто-то плачет. Это не медведь… это маленький, кто это ребята?

Дети: — Маленький медвежонок.

(Медвежонок выходит из-за елки, испуганно смотрит на детей.)

Дети: — Что случилось с тобой медвежонок?

Медвежонок: — Я заблудился, я не знаю где моя мама.

Воспитатель: — Ребята, давайте пожалеем медвежонка, улыбнемся ему.

Не расстраивайся, твоя мама обязательно найдет тебя.

(Дети обнимают и жалеют медвежонка.)

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Назовите их, пожалуйста?

Дети: — «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. д.

Воспитатель: — Милый медвежонок, чтобы ты не скучал, пока твоя мама-медведица тебя ищет, мы с ребятами покажем тебе сказку «Теремок».

Игра — инсценировка сказки «Теремок».

Физкультминутка «Теремок».

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (присели, встали, руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк – зубами щелк

(показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

В конце сказки дети строят новый дом для зверей.

Дети говорят слова и выполняют движения.

«Молоточком мы стучим,

Дом построить мы хотим,

Строим мы высокий дом,

Будут жить все звери в нем».

Воспитатель: — Вот и закончилась наша сказка. Понравилась тебе сказка, медвежонок?(Ответ медвежонка.)

(Слышится рычание мамы – медведицы.)

Медвежонок: — Мама!

Воспитатель: — Кто, это, ребята?

Дети: — Мама — Медведица.

Медведица: — Спасибо вам дети, что нашли моего сыночка. Зато, что вы такие добрые и отзывчивые, я хочу вам подарить разноцветные мячики.

Воспитатель и дети: — Спасибо, медведица. До свидания!

(Медведица с медвежонком уходят.)

Воспитатель: — А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.

(Звенит волшебный колокольчик и дети снова в детском саду).

Ребята, закрывайте глаза!

Дети закрывают глаза, говорят слова:

— Тили-тили, тили — бом

Все мы в группу попадем.

Воспитатель: — Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес.

Кого мы с вами встретили в сказочном лесу?

Кто вам понравился в нашем путешествии?

Какое настроение у вас было во время нашего путешествия?

Хотите ли вы еще раз отправиться в путешествие?

Рефлексия — сенсорная, интеллектуальная по характеристике цветов

Макса Люшера.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, все задания выполнили. Играли дружно.

— Вам понравилось путешествовать в сказочном лесу? (Ответы детей.)

— Вспомните, в какие игры мы с вами играли? (Ответы детей.)

— Что мы с вами строили? (Ответы детей.)

— Ребята, а какое настроение у вас было во время нашего путешествия?

(Ответы детей.)

— Я вам предлагаю выбрать мячики, которые нам помогут узнать об этом.

— Кто считает, что у него было веселое, бодрое настроение – выбирает мяч красного цвета.

— Кто грустил во время нашего путешествия – выбирает мяч синего цвета;

— Ребята, которые играли спокойно, правильно выполняли все игровые упражнения – выбирают мяч желтого цвета.

— А кто активно играл, быстро справлялся с заданиями – выбирает мяч зеленого цвета.

По сигналу воспитателя, дети отыскивают мячик, определенного цвета.

Воспитатель спрашивает у детей, какой мячик они выбрали и почему?

Воспитатель: — Мне очень понравилось с вами путешествовать, в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *