Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы,  Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель: 

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей. 

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  • Размер.
  • Форма.
  • Цвет.
  • Из чего сделана игрушка.
  • Составные части (детали) игрушки.
  • Как в неё играют.
  • Пример ответа:

    Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

    Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  • Назначение транспорта  (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  • Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  • Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  • Что перевозит этот транспорт.
  • Пример:

    Самолет — пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

    Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  • Вид птицы (зимующая или перелетная).
  • Размер.
  • Окрас перьев, внешний вид.
  • Как передвигается, особенности поведения.
  • Где живет.
  • Чем питается.
  • Пример:

    Скворец — перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле.  Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

    Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  • Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  • Размер животного.
  • Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  • Чем питается животное.
  • Где живет (место обитания).
  • Способы передвижения, поведение.
  • Опасно или неопасно для человека.
  • Польза для человека (только для домашних животных).
  • Пример:

    Лиса — дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса — хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко. 

    Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  • Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  • Домашний адрес.
  • С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  • Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  • Сколько всего человек.
  • Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).
  • Пример:

    Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

    Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  • Цвет.
  • Форма.
  • Величина.
  • Вкус.
  • Место произрастания (где растет).
  • Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).
  • Пример:

    Яблоко — это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

    Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  • Состояния неба и солнца в данное время года.
  • Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  • Как одеваются люди в данное время года.
  • Поведение птиц в данное время года.
  • Поведение животных в данное время года.
  • Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
  •  Пример:

    Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду — шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

    Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *